В Англии построили самый быстрый автомобиль. Для его запуска нужно 32 миллиона долларов

Кстати, продается он за 320 тысяч.

Проект Bloodhound SSC («Сверхзвуковая Гончая») стартовал еще в 2008 году с подачи министра науки Великобритании лорда Дрейсона: по изначальному плану, команда конструкторов «Гончей» должна была к 2019 году построить рекордно быструю машину на колесах. К концу 2020-го автомобиль и вовсе должен был преодолеть звуковой барьер (1200 км/ч) и превысить отметку в 1600 км/ч при отрицательной перегрузке в 2,5g.

Для разработки проекта новосозданная компания открыла конструкторское бюро в Бристоле и практически десять лет корпела над двигателем и аэродинамикой. Первый макет представили на автосалоне Фарнборо в 2010-м – именно там инженеры впервые показали аппарат, который создатели «Саус Парка» назвали бы наполовину автомобилем, наполовину истребителем и наполовину космическим кораблем (или просто автокораблителем). Первых полевых испытаний пришлось ждать до 2014-го. 

Теперь же «Гончая» практически готова – однако проект закрыли, выставив на продажу машину вместе со всем оборудованием.

Что успели сделать

Для достижения цели к делу были привлечены рекордсмены скорости Энди Грин и Ричард Нобл, заключены партнерские отношения с Geely, Castrol, «Ягуаром», «Роллс-Ройсом» и десятком более мелких компаний. Для авто составили специальную тройную силовую установку на 135 тысяч лошадиных сил, состоявшую сразу из трех агрегатов: гибридного ракетного двигателя Falcon HTP (куплен у Space X), реактивного мотора «Роллс-Ройс EJ200» (такой ставят в истребители «Еврофайтер Тайфун») и восьмицилиндровым пятилитровым двигателем «Ягуар» от суперкара F-Type R мощностью 550 л.с. чисто для накачки топлива в два первых устройства.

Энди Грин

Кокпит в итоге тоже выполнили в форме, до ужаса напоминающей узкий вытянутый самолет либо мини-ракету. Нос выполнили из особого термоустойчивого титанового сплава, а остальной корпус сделали карбоновым – в итоге при длине аппарата в 13,5 метров, масса составила 8 тонн.

Однако главным достижением конструкторы называют не силовую установку и не адаптированную для перемещения у самой земли аэродинамику. При разработке столь быстрой машины самым проблемным местом оказались колеса — ведь при достижении расчетной скорости им пришлось бы совершать 10500 оборотов в минуту. В таком случае на их ободы действовала бы перегрузка в 55000g и огромная температура, вызванная запредельной силой трения – поиск материала, способного справится с подобным, оказался чрезвычайно сложной задачей. К тому же, инженеры столкнулись с еще одной проблемой исключительно теоретических симуляций: на компьютере заезд мог проистекать абсолютно гладко, но в реальности любой лежащий на треке небольшой камушек или просто твердая взвесь в воздухе могли повредить оболочку колеса и спровоцировать тем самым настоящий взрыв. В результате после нескольких лет расчетов и лабораторных испытаний создатели аппарата вывели чрезвычайно крепкий алюминиевый сплав.

Следующей сложностью стало сцепление с поверхностью: любая резина моментально изнашивалась на подобной скорости, а изначально спроектированный обод с подвеской сработали совсем не так, как ожидалось. С ними машина оставляла бы за собой здоровенные траншеи-следы, а по достижении более твердого грунта колеса все-таки не выдерживали бы и ломались. Для контроля этого эффекта конструкторы разработали новые поверхности соединений, чтобы машина лишь немного уходила колесами в почву для создания тяги в «колее», но не зарывалась в землю слишком глубоко.

«Это была лучшая и одновременно худшая работа в мире, – резюмировал свои успехи разработчик чудо-колес и главный инженер проекта Марк Чэпмен. – Я поседел намного сильнее, если сравнить с мною же семилетней давности. Но вызовы здесь просто фантастические. Я б описал их как «инженерное искусство без ремня безопасности». Мы продвигали границы дальше, чем кто-либо из людей мог представить».

Немало пришлось повозиться и над системой охлаждения: при скоростях за 1000 км/ч воздух у корпуса машины разогревался свыше 150 градусов по Цельсию, а потому им уже никак нельзя эффективно остужать моторы. В результате создателям «Сверхзвуковой гончей» пришлось с нуля разрабатывать грандиозную систему водных радиаторов.

Также с нуля пришлось искать методы торможения на скорости в 1600 км/ч. Она тоже вышла довольно занятной и многоступенчатой: сперва пилот должен прекратить подачу топлива в моторы, предлагая силе трения снизить скорость до 1300 км/ч, затем включить традиционную для самолетов и скоростных поездов систему «аэродинамиеческого тормоза», после достижения 960 км/ч «Гончая» выпускала бы парашют (при недостаточно быстром замедлении второй раскрывался бы автоматически на скорости 645 км/ч) — и лишь после падения за отметку в 400 км/ч пилот бы задействовал традиционные гоночные дисковые тормоза. Подобная сложная система задумана специально для равномерного распределения перегрузок по всему тормозному пути и контроле их на уровне 3g – комфортном уровне для гражданской и боевой авиации. К тому же, любой способ, примененный по отдельности, ни за что бы ни сработал из-за экстраординарных скоростей.

Но все эти инновации не удалось применить на практике в полной мере: единственным тестовым заездам «Гончей» стал визит на взлетно-посадочную полосу Аэропорта Ньюки-Корнуолла близ города Ньюки в 2014-м. Там авто разогналось до 340 км/ч.

Следующие заезды были запланированы в юноафриканской части пустыни Калахари в 2019 году — однако им уже не суждено сбыться.

Проблемы с финансированием

Пока разработка велась на стадии компьютерной симуляции, лабораторных экспериментов и научной деятельности, проблем с деньгами практически не возникало — государственные гранты, пожертвования, спонсорские и партнерские соглашения покрывали расходы. Однако при переходе «Гончей» со стадии чертежей в стадию прототипа затраты на детали, запчасти и сборку значительно выросли. Поскольку компания не производит никаких продуктов или услуг, им нечего было предложить более крупным брендам или инвесторам, кроме рекламы и имиджевого проекта с неясной датой активации. Грядущий Брексит лишь еще сильнее запутал и без того сложную ситуацию на рынке международных финансов — в результате зарубежные компании поостереглись помогать «Гончей», а внутри Великобритании потенциальные помощники уже закончились. Последние два-три года вышли особенно трудными, компания накопила долги – и владельцы решили прибегнуть к помощи внешнего администрирования для поиска вариантов по выходу из кризиса.

Однако после проверки бухгалтерии и проведения всех расчетов аудиторы огорчили мировую общественность неутешительными новостями: для достижения поставленных целей в виде преодоления звукового барьера потребуется еще около 32 миллионов долларов. Естественно, желающих выложить такие деньги не нашлось, и проект свернул в сторону ликвидации.

Теперь «Гончая» продается

Обиднее всего должно быть именно разработчикам: они подошли к цели максимально близко.

«Если бы у нас были деньги или хотя бы их видимость, команда вернулась бы на базу, – уверил Чэпмен. – Через 10 месяцев мы бы уже были в Южной Африке. Да, мы были настолько близки».

Марк Чэпмен

«Мы практически собрали все главные системы машины и уже подготовили пустыню, – сокрушался Грин. – Нам просто нужны были деньги для финального рывка».

Тем не менее, теперь «Гончая» выставлена на продажу в нынешнем завершенном виде по стоимости в 320 тысяч долларов. Правда, для ее запуска, по словам пилота, все равно потребуется несколько миллионов и целая команда инженеров — и Энди готов бесплатно порекомендовать бригаду, «которая точно поможет». Речь идет прежде всего о затратах на ракетное и реактивное топливо, а также нужде в особом обслуживании — к сожалению, один-два энтузиаста точно никак не заставят рекордный автомобиль ехать.

Тем не менее, пока что проект находится на стадии, когда его теоретически еще можно продолжить через выкуп машины и базового набора оборудования: самая сложная часть работы уже выполнена. Однако если желающих приобрести технику не найдется, тогда внешний администратор пойдет на крайние меры: с прототипа снимут и вернут все детали, полученные по партнерским соглашениям. Остатки имущества и активов компании распродадут по отдельности на аукционе для покрытия долгов и возврата части вложений ранним инвесторам.

«Проект получил ошеломляющую публичную поддержку, им заинтересовалось множество потенциальных и весьма состоятельных компаний, – заключил внешний управляющий Эндрю Шеридан. – Мы пытались найти личность или организацию, способную хоть как-то продвинуть проект, но несмотря на поддержку, это оказалось невозможным».

Судя по всему, «Гончая» оказалась слишком амбициозным и дорогостоящим проектом. Нынешний рекорд в 1149,303 км/ч, установленный Грином в 1997 году, останется неприкосновенным еще очень долго.

Фото: Gettyimages.ru/Carl Court; flickr.com/Stefan Marjoram (2,3,5); bloodhoundssc.com

Автор

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.