«На трассе он был засранцем». История первого чемпиона мира Формулы 1

Гонки Гран-При существовали почти полвека к моменту, когда в 1950 году появилась Формула 1 и был основан Чемпионат мира. Все началось в мае в Сильверстоуне, и лучшее время в квалификации, гонке и победу одержал один и тот же человек. Джузеппе Фарина начал свой путь к титулу Чемпиона мира.

Фарина родился в Турине в обеспеченной семье в 1906 году, в 1930-х он выиграл несколько больших гонок за Maserati и Alfa Romeo, но справедливо будет сказать, что его лучшие годы, так же, как и лучшие годы Германа Ланга, пришлись на Вторую мировую войну. В 1936 «Нино» присоединился к Ferrari, потом ездил за Alfa, а, когда два года спустя Тацио Нуволари ушел в Auto Union, стал первым номером у Энцо Феррари.

В ту, начальную, пору его карьеры у Доктора Фарины (у него была степень в политических науках) была репутация человека, с которым надо быть осторожным. Вне гонок он был аристократической фигурой, но за рулем он был хладнокровен и беспощаден. Лидируя в Гран-при Довиля в 1936, Фарина в нетерпении вытолкнул с трассы Марселя Леуо, и тогда это не было такой мелочью, как в наши дни, когда машины прочны, а зоны безопасности широкие. Леуо погиб, и при таких же обстоятельствах два года спустя та же судьба постигла Ласло Хартманна в Триполи.

Гран-При Великобритании 1951 в Сильверстоуне.

Но Фарина не менялся, что может подтвердить встречавшийся с ним на трассе Стирлинг Мосс. «Несомненно, он был великим гонщиком, и я любил его расслабленный, с широко расставленными руками, стиль. Я даже копировал его!»

«На трассе же он был засранцем. Если он обгонял тебя на круг, то нужно было быть уверенным в том, что ты его ни на секунду не задерживаешь, потому что он просто выталкивал тебя с трассы. И он поступал так и с неопытными гонщиками. В то время ты редко сталкивался с «грязным» поведением на трассе. Но это было что-то запредельное…»

После войны Фарина присоединился к заводской команде Alfa Romeo вместе с Акиллем Варци, Жан-Пьером Уимиллем и Фелице Тросси. В 1946 году он выиграл Гран-При Наций в Женеве, но покинул команду в конце года и в следующем сезоне участия не принимал. В 1948, управляя собственным Maserati, он выиграл Гран-При Монако.

В конце десятилетия Alfa изменилась: Варци погиб в 1948, Уимилль – в 1949, через несколько месяцев Тросси умер от рака. На 1950 были заявлены три «Ф»: Фаджиоли, Фарина и Фанхио.

Фарина на Гран-При Бельгии 1955.

Хотя бесподобный Хуан Мануэль Фанхио был несомненно лучшим в команде, разница между ним и Фариной была невелика. Фанхио выиграл в Спа, Реймсе и Монако, его оппонент победил в Сильверстоуне, Берне и Монце и выиграл чемпионат с преимуществом в три очка.

Но в следующем году Джузеппе выиграл только в Спа, и главным соперником Фанхио уже был Альберто Аскари из Ferrari. Фарина больше не был лучшим итальянским гонщиком, и это не могло его устраивать.

В 1952 после отказа Alfa Romeo от участия в чемпионате он присоединился к Аскари в Ferrari, который был в ударе. С июня 1952 по июнь 1953 он не проиграл ни одной гонки, а единственная победа пришла к Фарине в августе 1953 на Нюрбургринге после схода Аскари.

У Фарины было несколько побед во внезачетных гонках, и в целом это был неплохой сезон: ему было 47 лет, но он не думал об уходе, хотя это, возможно, был правильный момент, чтобы остановиться. После ухода Аскари в Lancia в 1954 Фарина стал номером один в Ferrari, но случилась неприятная авария на Mille Miglia, а потом еще одна на гонке спорткаров в Монце, когда его топливный бак повредила сломавшаяся трансмиссия. Фарина получил ожоги, но восстановился к началу сезона 1955 в Аргентине.

Хотя он там финишировал вторым, это была эра Mercedes W196, и его «Акула» приносила только разочарования. В Монако он был четвертым, далеко позади, но в Спа, которую он обожал, у него был шанс показать все свои бойцовские качества, хорошие и не очень. Фанхио и Мосс исчезли из его поле зрения после старта, а у Фарины завязался беспощадный бой с Эудженио Кастелотти.

Джузеппе Фарина на Гран-При Великобритании 1950.

Будучи наполовину моложе своего оппонента, Кастелотти был перспективной звездой итальянского автоспорта. Фарина использовал все свои трюки и несколько раз до предела выжимал Lancia на спуске к Eau Rouge. Тогда не было стены, и механикам приходилось отбегать.

Дуэль закончилась, когда коробка передач Кастелотти отказала. И, хотя Фарина финишировал третьим, он был в ярости, потому что он отстал на полторы минуты от Mercedes, и заявил Энцо, что у него нет никакого желания продолжать.

Тем летом, после гибели Аскари, Lancia покинула спорт, передав их D50 Ferrari, а Фарина вернулся, чтобы управлять ей в Монце. Он был пятым в практике, но из-за проблем с шинами машины пришлось снять с соревнований. Тогда он управлял машиной Формулы 1 в последний раз. Его карьера закончилась неудачными квалификациями в Инди 500 в 1956 и 1957.

Фарина за рулем Alfa Romeo 158.

Когда я спросил Фанхио, что тот думает о Фарине, он закатил глаза: «Он был странным. Если гонщик был ранен, он никогда не приходил навестить его в больнице, а когда я пришел однажды к нему, он спросил меня: зачем? Я сказал: потому что переживаю за тебя и хотел пожелать тебе всего наилучшего. Он ответил: ты, должно быть, счастлив, одним соперником меньше в предстоящей гонке…»

«Фарина не был таким, как Аскари и Мосс, но он был великим гонщиком. Очень быстрым на трассе, хотя мне не нравилось бороться так плотно с ним. Но на дороге он был просто сумасшедшим. Псих! Я ненавидел ехать с ним в одной машине…»

Через десять лет Фарина был вовлечен в съемки фильма Гран-При, и в июне 1966 отправился в Реймс на французскую гонку. Он погиб в горах, рядом с Чембери, когда его Lotus Cortina разбилась на обледеневшей дороге.

Перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing за август 2018 года.

Фото: Motorsportimages.com

Автор

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.