Имола 1994 или как погиб Сенна

Гран-при Сан-Марино печально известен как «Чёрный уикенд» многим болельщикам со стажем и не только. А теперь предисловие:

Гонки в которых погибал не только пилот, случались очень редко ( Вольфганг Фон-Трипс + 15 зрителей в  1961,  24 часа Ле-Мана гонщик + 60 зрителей, если я не ошибаюсь в 1955 году,  ГП ЮАР 1977 Том Прайс + маршал)  и были  событием не происходящим практически 20 лет.

Безопасность в Формуле-1 серьёзно скакнула с появлением в середине восьмидесятых углеволокна и изменения конструкции болидов. Гонщики могли выйти невредимыми из аварии на скорости 200 км/ч, сами трассы стали безопаснее, появились гравийные полосы и покрышки безопасности. А теперь к самому рассказу!

Перед чемпионатом 1994 года Айртон Сенна перешёл из Макларена, который терпел кризис в Вильямс, который считался лучшим болидом тех лет. В первых двух гонках Сенна дважды сходил с гонки и имел 0 очков в чемпионате, а его главный соперник талантливый гонщик из Беннетона Михаэль Шумахер выиграл обе гонки чемпионата и лидировал в общем зачёте. Сенну эта ситуация не могла не нервировать, но он  трёхкратный чемпион мира и он очень опытный пилот  ( 10 лет в ФРатценбергера. том году в  Формуле-1 запретили использование на болидах систем ABS, активной подвески и трекшн контроля. Кто-то адаптировался лучше, кто-то хуже.

В пятницу 29 апреля ничего не предвещало плохого  этим утром на автодроме » Энцо и Дино Феррари » в Имоле. Здесь была обычная суета , присущая тренировкам перед Гран-при. На шестнадцатой минуте произошло то, что будут вспоминать позже, а не тогда. Молодой Бразильский пилот Рубенс Барикелло, который считался преемником Сенны, разбил свой болид в повороте » Варианте Басса» на скорости 225 км/ч. Он подпрыгнул на поребрике  и левым боком влетел в оградительные покрышки и перевернулся. Рубенс получил перелом носа и рёбер. Сенна перелез через забор и зашёл в чёрный ход госпиталя Маджиоре. Он был первым, кого увидел Барикелло после того, как очнулся. » В его глазах стояли слёзы» — сказал Барикелло. 

Суббота 30 апреля. Началась квалификация. Все знали, что борьба за подиум розыграется между Сенной и Шумахером. Сенна жаловался на то, что его стесняется в кокпита рулевая колонка и он попросил механиков укоротить её. Механики выпилили кусок рулевой колонки и соединенили части трубкой меньшего диаметра. Через восемнадцать минут с начала квалификации произойдёт авария Роланда Ратценбергера. На подходе к виражу «Вильнёв» он повредил переднее антикрыло и оно отлетело. Мчась по трассе со скоростью 314 км/ч Роланд как будто не заметил проблемы и на полном ходу подлетел на поребрике и правым боком врезался стену выше покрышек… Удар был настолько жёстким, что в кокпита образовалась дырка. Самому пилоту это ничего не сделало, так как он был мёртв, из-за переломов основания черепа. Шея пилота не была защищена и болталась свободно, на кадрах аварии видно как забрало шлема чуть приоткрыто, а вокруг него было кровавое пятно. Доктор Сил Уоткинс пытаясь реанимировать Роланда, понимал что Роланд погиб. Но по законам Италии, если бы гонщик погиб на трассе, то трассу бы закрыли, а сама ФИА потеряла бы очень много денег. Поэтому смерть Ратценбергера констатировали в полицейского. 

Вечером Сенна говорил с подругой, и сказал, что не хотел участвовать в гонке. Но Френк Вильямс уговорил его учавствовать.

1 мая. Гонка. На старте заглох болид Педро Лами и в него врезается Юрки Лехто. Обломки и колёса взрывают в небо и некоторые летят на трибуны, там обломки ранили  трёх зрителей, и одного полицейского. Полицейский в последствии впал в кому и скончался…

6 кругов по трассе ездит машина безопасности. После окончания 6го круга она уезжает. Сенна всё это время шёл первым.  В повороте » Тамбурелло»  болид Сенны срывается с траектории и несётся к стене.Во время входа в поворот, что-то случилось, Сенна начал тормозить ещё на асфальте и сбросил скорость с 300 км/ч до примерно 210 км/ч он опять подпрыгнул на поребрике и влетел в стену. Никаких ограждений, никакой защиты стены. Столкновение, и в голову Айртона отлетает острый кусок подвески ударил его в самое уязвимое место шлема, конец твёрдой части шлема и начало забрала. Подвеска разорвала височную артерию, пробила череп и убила мозг. Дальше мозг Сенны не работал, а сердце ещё билось. У него не было шансов.

Причины аварии неизвестны я знаю две самых вероятных: трубка, которую механики впилили, сломалась и Сенна не мог повернуть. Вторая, с камеры с болида Шумахера, который ехал вторым было видно, что из днища болида Сенны вылетали искры. Это означает, что днище коснулось асфальта и было потеряно много прижимной силы, из-за этого Айртон потерял управление ( это уже не зависело от Айртона ).

 

 

Всем спасибо, кто прочитал! Напомню через завтра 1-го мая  25 лет без Сенны. Светлая память легендарному гонщику…

 

Автор

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.