Худший Гран-при в истории. Самая не любимая пилотами гонка «Формулы-1» прошла в Далласе 35 лет назад

В США творился настоящий ад.

Пилоты не любят гонять по улицам городских трэков. Фернандо Алонсо всегда говорил, что он не понимает, как Фанхио и остальные могли здесь ездить со скоростью в 250 км/ч да еще и в кожаном костюме. Вряд ли сейчас кто-то попробует проверить это. В 1950-м году на первом чемпионате мира из шести гонок четыре (Монако, Бремгартен, Спа и Реймс) проходили на трассах,  расположенных на общественных дорогах. Тогда гонщики были просто настоящими героями.

Городские Гран-при за исключением Монако были не всегда захватывающими. Вплоть до 70-х годов, когда Соединенные Штаты пришли в «Формулу-1» для продвижения своего образа жизни. Дошло до того, что в 1982 году целых три гонки прошли именно на территории США. Первым был трек «Лонг-Бич» из одноименного калифорнийского города в 1976 году. Лонг-Бич хотел тогда наладить контакт с более  известными соседями: Сан-Диего и Лос-Анджелесом.

Позже появился Лас-Вегас со своим Гран-при Сизарс-пэласа. Та гонка очень не нравилась пилотам. Трасса практически находилась в пустыне. Жара,  движение против часовой стрелки – все это вызывало недовольство у пилотов. На этой широкой трассе прошло две гонки, полные обгонов, и обе решили судьбу титула: в 1981 году Нельсон Пике стал впервые чемпионом мира, в 1982 чемпионство завоевал Кеке Росберг. Детройт в период с 1982 по 1988 тоже хотел повысить свой международный имидж. Трасса запомнилась своею сложностью, опасностью. До финиша за 6 лет ни разу не добралось более 12 пилотов. Так в 1984 году гонку закончили только 5 гонщиков.  

«Это очевидно: они думали, что их работа заключается лишь в том, чтобы заключить какой-нибудь клочок земли в бетонные стены», —  Ален Прост, четырехкратный чемпион мира

Феникс, в Аризоне, принял эстафету в 1989 году и продержался до 1991, сделав трассу в центре города, где, конечно, было много небоскребов, которые в итоге появлялись на телевидении. Нечто подобное сегодняшнему Сингапуру. Однако вместо сингапурских 100 000 зрителей здесь было максимум 19 000. До 2000 года это была последняя гонка «Формулы-1» в США.

Одной из самых примечательных гонок «Формулы-1», проходивших в США, является Гран-при Далласа. Гонка прошла в 1984 году, больше «Ф-1» в Даллас не возвращалась. Это был один из самых странных этапов в истории. Тогда Даллас светился по телевидению во всем мире благодаря одноименному сериалу, а его герои были известнее президента США Рейгана. Город с помощью Гран-при «Формулы-1» хотел показать, что Даллас — это не ранчо и лошади, а по-настоящему процветающий город. Поэтому он организовал Гран-при.Трасса была представлена в июне. Результат был просто ужасным, но благодаря сериалу удалось раскрутить Гран-при. Ален Прост вспоминает следующее: «В лучшем случае это была пародия на Гран-при. Это скандал, организаторы, видимо, думали, что их работа заключалась лишь в том, чтобы заключить кукурузное поле в бетонные стены. Экклстоун дал на это добро». Жак Лаффит же не стал много говорить и выразился предельно кратко: «Трэк был дерьмом».

Кроме того, «Фэйр-парк» был построен рядом с рынком крупного рогатого скота, который  всегда тревожил пилотов. Гигантские куклы, одетые в ковбоев, рядом со стендами тоже беспокоили гонщиков. Асфальт был в таких плохих условиях, что забастовка продолжалась все выходные. Гонка состоялась лишь каким-то чудом. Рабочие попытались улучшить трэк за несколько часов до гоночного уик-энда.

Уже в пятницу все пошло не так. Солнце превратилось в настоящего врага пилотов, что неудивительно для Техаса. Температура асфальта была 66 градусов, в кабине же она доходила до 70. Мартин Брандл первым испытал трэк. Зря: он врезался в стену и сломал обе лодыжки. Из-за ужасной жары вместе с требованиями телевидения гонка должна была состояться в 11:00, разминка была назначена на 7 часов утра. Лаффит появился на трассе в пижаме и кроссовках: «Помню лицо Фрэнка Уильямса. Он был просто в шоке». Что еще хуже пилоты не могли оспорить расписание.

Найджел Мэнселл, стартовавший с поула, лидировал 35 кругов. За это время уже 8 пилотов успели разбить свои болиды, включая Алена Проста. Никто не мог справиться со скользким асфальтом, небезопасной трассой и невыносимой жарой в течение целых 2-х часов. «Это был вопрос выживания», — такой итог подвел победитель гонки Кеке Росберг, вместе с которым на подиуме оказались Рене Арну и Элио де Анджелис. До подиума их всех специально довозили. Там Росберг получил свою ковбойскую шляпу. Мэнселл финишировал шестым, толкая свой сломанный «Лотус» до потери сознания (в буквальном смысле). Его доставили в медицинский центр.

В результате всего этого промоутер гонки Дональд Уокер был заключен в тюрьму, затем он попал туда еще раз на семь лет. Только уже за налоговое мошенничество. 

Автор

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.