Формула-1 2018: итоги года

Битва за титул

Сюжет Формулы-1 в 2018 году оказался как две капли воды похож на год предыдущий, 2017-й. Как и тогда, Себастьян Феттель и Ferrari в первой половине сезона имели отличные шансы выиграть чемпионат. Как и тогда, Льюис Хэмилтон отыгрался во второй половине чемпионата. В концовке сезона, когда Ferrari и Феттель терпели поражение за поражением, триумф Хэмилтона становился безоговорочным.

Были, конечно, и нюансы. Так, Ferrari в целом технически была сильнее, чем год назад, и фактически догнала Mercedes. В начале сезона Ferrari нередко выглядела даже быстрейшей машиной. Так, на Гран-при Бахрейна и Китая «Скудерия» дважды подряд занимала весь первый ряд стартового поля. Давненько такого не было! По мощности силовой установки Ferrari, считается, в 2018 году также смогла догнать Mercedes. Если это действительно произошло, так как точных цифр мощности все равно нет в открытом доступе, то впервые в эру гибридных турбомоторов лидера этой двигательной гонки, Mercedes, догнали. Далее, впрочем, как нередко бывает, пошли разборки уже на уровне соответствия техническому регламенту, соперники искали, где забрались в «серую зону» регламента, и FIA приходилось иногда вмешиваться, выписывая уточнения в регламент.

Mercedes же был в 2018 году более «ровным», подходящим практически всем трассам чемпионата. Ранее у «серебряных стрел» были явные проблемы на медленных трассах: Монако, Венгрия и Сингапур. В 2018 году эти проблемы наконец были преодолены, и пусть Mercedes не доминировал на данном типе трасс, но боролся фактически на равных с Ferrari и Red Bull. При этом, если ранее Mercedes доминировал на скоростных трассах, этого не было в 2018-м. В Сильверстоуне и Спа Ferrari удивила своей блестящей формой. Кроме того, Mercedes 2017 года был очень сложен для работы с настройками, не зря болид прозвали «капризной примадонной». В 2018 году эти сложности также удалось в основном преодолеть.

Кроме того, в сражении топ-команд в 2018 году была и явная третья сила. Если годом ранее Red Bull «выстреливал» эпизодически, теперь «быки» уже регулярно вмешивались в борьбу «Скудерии» и «серебряных стрел», нередко боролись даже за победу в Гран-при. Болид RB14 явно удался команде под руководством Эдриана Ньюи, и вновь выглядел, пожалуй, самым сбалансированным с точки зрения эффективности шасси и аэродинамики. Да и двигатель Renault был все-таки не так плох, как его часто характеризовали в руководстве Red Bull, Кристиан Хорнер и доктор Марко. Конечно, моторы из Вири по-прежнему уступали соперникам из Ferrari и Mercedes, и в мощности, и в надежности. Но нередко позволяли Red Bull бороться за самые высокие позиции.

Часто утверждают, что череда ошибок Себастьяна Феттеля и Ferrari привела их к итоговому поражению в 2018-м. Частично это так. Но до поры до времени все выглядело так, что запаса прочности Феттеля и Ferrari должно хватить. Тем более, часто после ошибки следовало сильное выступление. Да и за некоторые ошибки не поворачивается язык критиковать Себастьяна. Так в Баку на рестарте он атаковал за лидерство, но ошибся на торможении, и откатился на четвертое место. Можно покритиковать Себа за смелую атаку, окончившуюся неудачей, но если за это критиковать, за что мы тогда будем любить гонки?

Та гонка в Баку, как уже повелось, была одной из самых захватывающих в сезоне, и именно в ней первую победу в 2018-м одержал Льюис Хэмилтон. Причем это была победа из серии, когда к гонщику повернулась удача лицом. По-хорошему побеждать должен был Валттери Боттас, но у него взорвалась шина, и он сошел. Если бы Феттель не атаковал на рестарте, лидерство досталось бы ему, и он бы выиграл в Баку, а так победил Хэмилтон. Но я уже решил, что не буду критиковать Себастьяна за Баку.

Баку вообще один из переломных моментов сезона. До этого момента у Льюиса не очень складывался чемпионат’2018, а затем дела стали налаживаться. До этого момента Боттас выступал практически на равных с Хэмилтоном, хотя тоже не безошибочно — достаточно вспомнить Мельбурн. Но после Баку Хэмилтон стал возвращаться в привычные чемпионские кондиции, а Валттери чем дальше продолжался чемпионат, тем больше сдавал.

После Баку была Барселона, и там Mercedes впервые в 2018 году доминировал, заняв первый ряд стартового поля и завоевав победный дубль по итогам гонки. Хэмилтон выиграл вторую гонку подряд. Mercedes сделал первый серьезный шаг к победе в чемпионате, привезя обновления машины. А ведь по состоянию на предсезонные тесты, которые привычно проходили там же в Барселоне, если бы Гран-при Испании состоялся в марте, все ожидали, что победила бы Ferrari. Именно в Барселоне позиции «Скудерии» пошатнулись впервые по ходу сезона. А ведь до этого было три поула Феттеля подряд, две подряд первые линии стартового поля, и две победы Себастьяна.

В Монако неожиданно Mercedes не провалился, но и Ferrari не доминировала. Фактически сильнейшим был Red Bull, и это не удивляет, учитывая что болид 2018 года получился у команды очень удачным. Даниэль Риккьярдо наконец победил в Монако, отыгравшись в какой-то степени и за обиднейшее поражение двухлетней давности. И это была уже вторая победа Дэна в сезоне, ведь ранее он победил в Шанхае, в захватывающей гонке, в которой Ferrari не удалось реализовать квалификационное преимущество в скорости. Начало сезона у Риккьярдо получалось очень классным, несмотря на то, что Red Bull часто сталкивался с проблемами с надежностью.

В Канаде на удивление Льюис Хэмилтон, считающийся главным специалистом по Монреалю в нынешнем пелотоне, потерпел поражение, испытав недостаток скорости, в то время как Себастьян Феттель доминировал. Давненько мы не видали победы Ferrari на канадской земле!

В Поль-Рикаре Феттель допустил одну из ошибок, за которую он заслуживал критики, столкнувшись на старте с Боттасом. Конечно, таких ошибок следовало избегать. В конце сезона, когда Феттелю уже требовалось рисковать, он стал уж слишком часто совершать подобные ошибки. Но тогда, в июне во Франции, запас прочности Феттеля еще казался достаточным, хотя уже было ясно, что легким поход к титулу не станет, и борьба с Хэмилтоном и Mercedes получается очень напряженной. Льюис одержал очередную победу.

В Австрии Боттас мог бы рассчитывать на первую победу в сезоне, выиграв поул. Но Mercedes в итоге сошел обеими машинами, в единственный раз в сезоне. Это было хорошее подспорье в борьбе за чемпионство для Ferrari, но больше таких шансов «серебряные стрелы» сопернику не дарили. А победил Макс Ферстаппен, который выиграл впервые в сезоне и завоевал первую домашнюю победу команды на Red Bull Ring.

Сильверстоун обернулся триумфом для Себастьяна Феттеля и Ferrari. Правда не обошлось без очередного столкновения Ferrari и Mercedes на старте. На этот раз Кими Райкконен столкнулся с обладателем поула Льюисом Хэмилтоном, что отбросило британца далеко от победы на домашнем Гран-при. Феттель выиграл в интересном сражении с Боттасом. Такой формы Ferrari на столь скоростном кольце как Сильверстоун не было давно. Последние годы здесь безоговорочно доминировал Mercedes.

В общем, после британского Гран-при и небывалой в Формуле-1 серии из трех гоночных уик-эндов подряд Феттель и Хэмилтон шли «ноздря в ноздрю», и шансы Себастьяна виделись как очень хорошие, ибо у Ferrari действительно была скорость.

А затем случилось печальное для Ferrari событие. Президент компании Серджио Маркионе внезапно ушел в отставку по состоянию здоровья и вскоре скончался в результате неудачной операции. Это событие шокировало мир Формулы-1. И конечно оно сильно повлияло на «Скудерию Феррари».

В напряжении борьбы на высшем уровне все важно, и любое слабое место может стать критическим звеном. Было бы очень красиво, если бы Ferrari все-таки смогла выиграть в чемпионате в память о своем президенте, но на деле эта утрата возможно и стала тем критическим фактором, который вывел Ferrari из равновесия, и не позволил команде быть в концовке сезона столь же сплоченной и слаженной силой, как это было в начале чемпионата. И скорость у «Скудерии» куда-то подевалась, в то время как Mercedes в скорости ощутимо прибавил в концовке сезона, как это было и в 2017 году.

Но пока, летом, у Ferrari еще была скорость. Перед этапами на Хоккенхайме и Хунгароринге Феттель был явным фаворитом. Себастьян безусловно должен был побеждать в Германии. Именно здесь произошла еще одна ошибка, о которой много говорили. И критиковали Феттеля.

Честно говоря, за ошибку в Хоккенхайме мне опять сложно критиковать Себастьяна. Там были одни из самых сложных условий на трассе, которые вообще бывают. Несильный дождь, причем не на всей трассе. Когда неясно, пора ли переходить на дождевые (точнее, промежуточные) шины или надо оставаться на сликах. Промежуточные шины в таких условиях могут быть слишком медленными. Ну а слики… На сликах легко можно совершить ошибку. И такую ошибку совершил Феттель. Говорят, что ему не следовало гнать. Но в этом месте, где Себ вылетел, он и не гнал особо. Просто он, будучи лидером, первым въехал на этот мокрый участок «Стадиона». И машину понесло на мокром участке трассы. На месте Феттеля мог быть кто угодно другой. Но оказался именно он — в неудачное время, в неудачном месте.

А Хэмилтон выиграл. После того как стартовал из глубины пелотона из-за неудачи в квалификации. Как и в Баку, в этой гонке все сложилось в пользу Льюиса.

Именно после Хоккенхайма Нико Росберг в своей колонке спрогнозировал, что Феттель проиграет этот чемпионат. Но в «красных» сердцах еще жива была надежда.

Хунгароринг должен был лучше подходить Ferrari. Но в субботу, во время квалификации был дождь. А лучший в дождь в пелотоне сейчас Льюис Хэмилтон. Именно Льюис и взял поул в Будапеште. Более того, Mercedes квалифицировался просто блестяще, так как Боттас показал второе время, принеся «серебряным стрелам» весь первый ряд стартового поля целиком и оттеснив Феттеля. В Венгрии квалификация критически важна. Хэмилтон вновь победил, а Себастьян смог только подняться на второе место.

Далее наступил спасительный летний перерыв и возможность перезагрузки для команд. Осеннюю часть сезона открывала традиционно Спа. И пусть Хэмилтон вновь вырвал поул в дождевых условиях, в гонке Ferrari поразила прекрасным темпом. Феттель доминировал в гонке, опередив Льюиса в самом начале. Эта победа была еще более уверенной, чем в Сильверстоуне. Ведь против Льюиса здесь не сыграло никаких дополнительных факторов.

Суббота в Монце стала возможно вообще эмоциональным пиком для Ferrari в 2018-м. «Красные» вырвали весь первый ряд стартового поля, Кими Райкконен завоевал поул. «Аутодромо Национале» накрыла эйфория.

Увы, в воскресенье триумфа не случилось. Себастьян Феттель допустил очередную ошибку, морально, возможно самую дорогую. Ну или возможно где-то на равных с Хоккенхаймом. Себ бросился в борьбу с Райкконеном на старте, уступил ему, пропустил атаку от Хэмилтона, но упорно продолжал бороться, до последнего, словно не смог смириться с тем, что уступил Льюису уже на старте. И в итоге его развернуло во второй шикане, в Roggia. Феттель вновь потерял уйму очков. Кими Райкконен боролся за победу, но, к сожалению, ему не удалось выиграть в Монце. Хотя это была бы очень красивая победа. Но Кими не удалось справиться с двумя Mercedes, которые разделили тактику. Для Льюиса Хэмилтона победа в Монце стала одной из самых красивых и решающих побед в 2018 году.

Кими затем все-таки выиграл. В Остине Райкконен победил в очень интересной по тактике гонке, оставив позади всех соперников. Феттель в Остине, кстати, в очередной раз допустил ошибку на первом круге.

В конце августа сложно было представить, что уверенная победа в Спа станет последней в 2018 году для Себастьяна.

В Сингапур Ferrari привезла обновления, но они не сработали. На трассе, где привычно ждали, что Ferrari будет быстрее Mercedes, Льюис Хэмилтон проехал великолепный круг в квалификации, принесший ему поул, а затем уверенно победил в гонке. Ferrari скорее боролась с Red Bull, и Феттель уступил в борьбе за второе место Максу Ферстаппену.

Затем, в Сочи и Сузуке Mercedes по факту доминировал. Кто после этого скажет, что Феттель проиграл титул на более быстрой машине?

К американскому турне Ferrari отказалась от неоправдавших надежд обновлений, и смогла немного прибавить. Но дело было уже сделано. С каждой гонкой отрыв Хэмилтона от Феттеля немного возрастал и становился все более и более огромным. В Мексике, как и год назад, за две гонки до окончания сезона, Льюис Хэмилтон досрочно завоевал титул чемпиона мира, пятый в своей карьере. На следующей гонке в Бразилии Mercedes взял Кубок конструкторов, пятый за последние пять лет. Пока в эпоху гибридных турбомоторов «серебряные стрелы» так никому и не уступили титул ни в личном, ни в командном зачете.

Как и год назад, в концовке чемпионата ярко проявилась сила Mercedes и слабость Ferrari. В момент, когда команды выходят на пик формы, работают на пределе возможного, Mercedes с его огромным опытом побед, привычкой побеждать взял свое. Ferrari в этот же момент «затрещала по швам». Привычка побеждать ушла из «Скудерии», а запаса прочности на финал сезона не хватило. Важно и то, что Себастьян Феттель допустил множество ошибок, в то время как Льюис Хэмилтон в сложные моменты наоборот добивался максимума возможного. Характерно, что как и в 2017-м, роковым для Ferrari стал первый осенний выезд, с Сингапуром и Сузукой.

Позади двух претендентов на титул чемпионат закончил Кими Райкконен. Сильные выступления финского ветерана в 2018 году долго позволяли Ferrari рассчитывать на Кубок конструкторов. Кими провел шикарный сезон, множество раз поднимался на подиум, взял красивый поул в Монце и наконец выиграл за Ferrari впервые после возвращения в «Скудерию», в Остине. С его предыдущей победы в Австралии в 2013-м прошло уже много времени… Приятно, что Райкконен завершил свой заключительный сезон в Ferrari так сильно, на третьем месте по итогам чемпионата, уступив только Хэмилтону и Феттелю. Теперь же Кими переходит в Sauber, где, по-видимому, и завершит карьеру в Формуле-1, в команде, в которой в свое время дебютировал.

Макс Ферстаппен, который долго в 2018 году разгонялся, когда вышел на пик своей формы провел очень сильный сезон, одержав две победы, в Австрии и Мексике (второй год подряд), множество раз поднимаясь на подиум. В финальной гонке в Абу-Даби Ферстаппен опередил по итогам сезона Валттери Боттаса и совсем чуть-чуть не дотянулся до Райкконена.

Валттери Боттас напротив к концу года совсем сник. Ударом для него, несомненно, стал и командный приказ в Сочи, где финн проводил отличный уик-энд. Валттери завоевал второй поул по ходу сезона и должен был выигрывать эту гонку… Если бы его не попросили пропустить Хэмилтона. Учитывая отрыв Льюиса от Себастьяна в чемпионате на тот момент, этот шаг был таким же обидным и ненужным, как и действия Ferrari в Австрии в 2002-м.

Затем, на заключительных гонках в Бразилии и Абу-Даби у Боттаса возникали проблемы с падением темпа и повышенным износом шин, в то время как Льюис Хэмилтон выиграл обе эти гонки.

Для Даниэля Риккьярдо это был очень странный год. Сильное начало чемпионата, но какова статистика! Оба раза, когда в течение года Дэн поднимался на подиум, это были две его победы, в Шанхае и Монако. Более Даниэль на подиум не поднимался. Его замучили проблемы с надежностью Red Bull, особенно в конце сезона. К этому моменту Риккьярдо явно был разочарован происходящим и уже подписал контракт на переход в Renault. Видя, что в Red Bull основная ставка делается на Макса Ферстаппена, Дэн решил, что ему здесь ловить особо нечего.

Формула-1Б

Как и в 2017 году, огромным недостатком нынешней Формулы-1 стал разрыв между группой из трех топ-команд и средней группой. «Формулой-1,5» или «Формулой-1Б», как стали иронично называть группу середняков.

К примеру, Даниэль Риккьярдо, закончивший чемпионат шестым, набрал более чем в два раза больше очков, чем ставший лучшим из средней группы, занявший седьмое место по итогам сезона Нико Хюлкенберг. Аналогично, Red Bull на третьем месте в Кубке конструкторов набрал более чем в три раза больше очков чем занявшая четвертое место в Кубке конструкторов Renault.

Как и год назад, один-единственный раз побывал на подиуме гонщик, представлявший не одну из трех топ-команд. В 2017 году это был новичок Лэнс Стролл из Williams, в 2018-м Серхио Перес из Force India, гонщик, наиболее часто из представителей средней группы поднимающийся на подиум в современную эпоху. Интересно, что оба вышеупомянутых подиума пришлись на Баку, на сумасшедшие гонки на Каспии.

При всем при этом борьба в средней группе была очень плотная и захватывающая, расклад сил менялся от трассы к трассе, и следить за борьбой за четвертое место в Кубке конструкторов было очень увлекательно.

Впору вручать дополнительные трофеи, для лучших представителей средней группы пелотона в личном и командном зачете? В истории Ф1 уже было такое, когда в 1987-1988 гг. награждали лучших из числа тех, кто использовал атмосферные моторы. Только какие критерии теперь? Лучшие из тех, чей бюджет ниже n-нной суммы денег?

Проблема в том, что если раньше, в 70-е, когда уровень команд мог отличаться гораздо сильнее, чем сейчас, да и разрыв по временам на трассе мог быть больше, да что 70-е, даже еще двадцать лет назад, в 90-е ситуация была такова. Разрыв между лидером и последними на стартовой решетке мог быть больше, чем ныне, но надежность всех без исключения машин была значительно ниже, чем сейчас. Даже безукоризненные лидеры, такие как McLaren в 1988-1989 гг. порой сходили из-за отказа техники. Сейчас же отказ техники — событие редкое, особенно у лидеров. Ладно еще Red Bull нас «радовал» нередкими сходами. Но вот гонка в Австрии — сход двух Mercedes и одного Red Bull, и сразу Haas на четвертом месте. Раньше лидеры сходили гораздо чаще, и потому и середнякам, и аутсайдерам порой выпадал неплохой шанс.

Сейчас любая команда, хоть Mercedes с Ferrari, хоть Toro Rosso с Force India, напоминает небольшую (а иногда и вполне немаленькую) аэрокосмическую компанию, с соответствующим уровнем технологий и культуры производства. Команды все предельно профессиональные, следствием этого идет и небывалый в истории Ф1 уровень надежности машин. Вот только одни из этих команд имеют огромные бюджеты и гигантские призовые, а другие — имеют вроде тоже немаленький бюджет, но призовых им уже сильно не хватает, а уровень расходов таков, что они часто оказываются на грани банкротства.

Поговорим подробнее о средней группе. Перед стартом чемпионата 2018 года казалось, что основным претендентом на четвертое место в Кубке конструкторов должен стать McLaren, сменивший в межсезонье моторы Honda на Renault. Конечно, сходу дотянуться до Red Bull было бы сложновато, но вот занять промежуточное место между тремя сильнейшими командами и средней группой, казалось, для команды из Уокинга задача вполне реальная. Когда в Мельбурне Фернандо Алонсо финишировал пятым, а Стоффель Вандорн был девятым, казалось, что это знак, что McLaren на верном пути. Правда предсезонные тесты давали не самые оптимистичные для McLaren результаты, но по крайней мере на первом этапе сезона у окрашенных в исторический оранжевый цвет болидов не было проблем с надежностью, так замучивших за последние три сезона. Правда McLaren проигрывал в скорости Haas, сходу заявивших своей скоростью, что также являются одними из основных претендентов на четвертую позицию в Кубке конструкторов — позицию сильнейшей команды средней группы. И лишь двойной сход болидов Haas в Мельбурне позволил Алонсо подняться на пятое место. Но хотелось как-то верить, что теперь у McLaren все будет в порядке.

Правда, уже в Бахрейне был «холодный душ» для команды из Уокинга, когда Пьер Гасли на Toro Rosso Honda показал в квалификации шестой результат, а в гонке финишировал четвертым. Это был лучший результат для моторов Honda в новую эру гибридных турбодвигателей. Для Honda, регулярно ругаемых со стороны McLaren, но которые с toro Rosso показывали удивительную надежность на предсезонных тестах.

В общем, если в первой половине сезона McLaren еще как-то котировался в сражении за четвертую позицию в Кубке конструкторов, в концовке чемпионата если о McLaren и вспоминали в данном контексте, то только по привычке и из уважения к былым заслугам и Алонсо.

Фаворит сражения за звание лучшей команды «из остальных» выявился довольно быстро. Им стала заводская команда Renault, и в этом не было ничего удивительного. Сильная команда с заводской поддержкой, крепкий состав пилотов — Нико Хюлкенберг и Карлос Сайнс. Гонщики регулярно набирали очки, соревновались  друг с другом — команда прогрессировала. Прогресс Renault за последние годы вообще очень ощутим. 8 очков и девятое место в Кубке конструкторов в 2016 году, когда команда только-только была выкуплена у Жерара Лопеса и спасена от банкротства, 57 очков и шестое место в 2017-м, наконец, в 2018 году команда набрала 122 очка и поднялась на четвертую строчку командного зачета. Отличный график.

Вопрос — что ждет Renault дальше. Логично напрашивается дальнейший прогресс и возвращение в число топ-команд. Но сделать этот шаг традиционно труднее всего. Приход в команду Даниэля Риккьярдо указывает на самые серьезные амбиции. Но у Renault бюджет уступает трем топ-командам. Готовы ли в концерне Renault-Nissan еще раскошелиться? Вообще в Энстоуне традиционно работали очень эффективно и порой добивались высочайших результатов с бюджетами, несколько уступавшими соперникам. Посмотрим.

Другая команда, явно претендовавшая на четвертую строчку в Кубке конструкторов — это совсем другая история. Haas, как и Renault, тоже добился за прошедшие годы очень сильного прогресса. Но это совсем другая концепция команды, нежели заводская команда крупного автоконцерна, и потому другие сильные и слабые стороны. Очень многие узнавали в Haas 2018 года Ferrari 2017 года.

Haas очень здорово начал гонку в Австралии, Роман Грожан и Кевин Магнуссен должны были сразу набирать большие очки. Но первая гонка обернулась обиднейшим сходом, когда на пит-стопах не удалось как следует прикрутить колеса. После этого Грожан попал в обиднейшую полосу неудач, когда его то подводила надежность, то он ошибался сам. Кевин Магнуссен стабильно набирал очки и вообще производил отличное впечатление, в то время как над Романом сгущались тучи — под вопросом было вообще продолжение его карьеры в Ф1. Наконец в Австрии Haas удалось сделать то, что не удалось сделать в Австралии. Грожан набрал первые очки в сезоне, финишировав четвертым. Магнуссен был пятым. После этого Роману удалось реабилитироваться; обновления машины хорошо подошли его стилю пилотирования, а полоса невезения наконец закончилась. Haas практически до последнего боролся с Renault за звание «лучшей команды из остальных», но все-таки команда французского концерна оказалась сильнее. Возможно Haas и не хватило очков, недобранных в первой половине сезона из-за проблем с надежностью. Да и на некоторых трассах Haas явно проваливался по скорости, хотя в основном болиды американской команды были быстры.

Еще одна команда в захватывающей гонке за четвертое место в Кубке конструкторов — Force India. Собственно, эта команда последние годы стабильно и выигрывала звание «лучшей из остальных», оставляя позади Williams. Обе эти команды использовали двигатели Mercedes, что безусловно было сильной стороной, но в 2018-м фактор двигателей немного потерял в цене. Проблемы Виджая Мальи рано или поздно должны были добраться и до его команды в Ф1. Начало сезона складывалось для force india непросто, команда явно была не в лучшей форме. Но после неожиданного подиума Серхио Переса в Баку дела наладились, и середину чемпионата Force India провела очень сильно, стабильно набирая очки. Все-таки хорошая база, заложенная в болид, и умение извлекать максимум возможного при небольшом бюджете никуда из Сильверстоуна не делись, и команда продолжала держать уровень, пусть и не столь ярко, как в предыдущие сезоны. В этот момент Force India явно соревновалась с Renault, McLaren и Haas за четвертую позицию в Кубке конструкторов, и порой выглядела чуть ли не фаворитом этой гонки.

Однако к летнему перерыву финансовые дела окончательно зашли в тупик, и перспективы перед командой образовались неважные — банкротство или внешнее управление. Force India вполне могла не закончить этот сезон, это была реальная перспектива. Помощь в конце концов подошла со стороны Лоренса Стролла, отца Лэнса, который выкупил команду у Мальи. Пришлось находить компромисс и с точки зрения юридического положения новой старой команды в чемпионате. В итоге все набранные к тому моменту очки у команды, которая теперь называлась Racing Point Force India, были аннулированы, перед гонкой в Спа в зачете Кубка конструкторов был ровно 0.

Однако отличная форма то никуда у команды не делась! «Розовые пантеры» сразу же показали скорость в Спа, полностью заняв второй ряд стартового поля, и набрав отличные очки в гонке. Далее пилоты команды, Серхио Перес и Эстебан Окон регулярно заезжали вдвоем в очки, как это и было принято у команды ранее. В общем, хотя о борьбе за четвертую строчку в Кубке конструкторов речи, понятно, уже не шло, но Racing Point реально претендовала на шестое место в Кубке конструкторов, на котором обосновался McLaren. Конечно, опередить McLaren, набирая очки меньше, чем в половине гонок сезона, это было бы совсем уж позором для Уокинга. И этого не случилось благодаря удачным выступлениям Фернандо Алонсо в Сингапуре и Стоффеля Вандорна в Мексике. Racing Point закончила сезон на седьмом месте. Но если сложить все очки, набранные Force India в первой и второй половинах чемпионата — получается 111, и этого хватило бы на пятое место в Кубке конструкторов, пусть позади Renault, но впереди Haas. И борьба за звание «лучшей из остальных» до самого финала сезона шла еще бы напряженнее.

Хорошо проявили себя команды, которые перед стартом сезона дружно записывали в аутсайдеры. Но Sauber под руководством Фредерика Вассёра и поддержке со стороны Ferrari и Alfa Romeo постепенно выруливает на правильную траекторию. Самые тяжелые сезоны похоже остались позади.

Маркус Эриксон достаточно регулярно приезжал в очки. Когда швед получает машину хорошего уровня, он держит марку. Что касается его напарника, дебютанта Шарля Леклера, то хотя поначалу монегаск показывал не слишком высокие результаты, осваиваясь, то затем прибавил очень серьезно. Леклер провел за сезон немало ярких гонок, совершал красивые обгоны, как, например, обгон Магнуссена в третьем повороте Сочи по внешней. В итоге Шарль сумел настолько впечатлить, что в 2019 году его переводят в Ferrari. Что касается Sauber, то уже несколько сезонов не было такого, чтобы оба гонщика швейцарской команды в одной гонке приезжали в очки. А в 2018-м такое было — в Австрии и Мексике. И двойное прохождение в Топ-10 квалификации тоже.

Toro Rosso с моторами Honda перед стартом сезона дружно списали со счетов. А команда из Фаэнцы удивляла на предсезонных тестах хорошей надежностью и постепенно училась, приобретала новый опыт — впервые в своей истории став полновесным партнером автоконцерна-моторостроителя. Очень хороший старт сезона был у Toro Rosso. Про блестящее выступление Пьера Гасли в Бахрейне выше уже говорилось. Молодой француз вообще произвел очень хорошее впечатление по итогам своего первого полного сезона в Ф1. Неудивительно, что в итоге его перевели в «старшую» Red Bull на 2019-й.

Ближе к середине сезона проблемы с надежностью в конце концов настигли Toro Rosso. Все-таки чудес не бывает, и разом стать очень надежными двигателями Honda не удалось. Тем не менее, впечатление от сотрудничества с Toro Rosso сложилось хорошее у обеих сторон, и в Red Bull переводят на двигатели Honda в 2019 году свою основную команду.

Учитывая сложности с гибридными турбоагрегатами, возможно такое сотрудничество с командой характера Toro Rosso — это было как раз то, что нужно для Honda. Чтобы более-менее спокойно доводить свои моторы до ума, не подвергаясь дикому прессингу со стороны амбициозной команды как McLaren. Вот только со стороны «старшей» Red Bull прессинг то точно последует. Пока от Кристиана Хорнера и доктора Марко можно было услышать, что Honda уже мощнее Renault. Но что они запоют через год?

Сложно сказать, насколько Хельмут Марко был доволен Брендоном Хартли. По крайней мере, контракт на 2019 год с новозеландцем не продлили. На мой взгляд, картины Хартли не испортил. Несколько раз был в очках, пробивался как-то и в Топ-10 квалификации. Это весьма неплохо, тем более, что это был первый полный сезон Хартли в Ф1. Рассчитывать на что-то большее? Гасли показал, что это возможно. Но и требовать это всерьез, учитывая что Toro Rosso все-таки не топовая команда, не совсем верно. Тут уж как пойдет. По крайней мере, Хартли попробовал Ф1 на вкус всерьез, а Марко посмотрел на него в качестве гонщика Ф1. И решил вновь вернуть Квята.:)

Наконец, разочарования сезона’2018.

Во-первых, это Williams. Год назад мы тут радовались, что Сергей Сироткин получил место в Williams, и надеялись на лучшее. Кто бы мог подумать, что команда окажется таким дном. А плохие признаки указали уже первые тесты. И ведь Williams был стабильно на уровне последние сезоны, занимая пятое место в Кубке конструкторов, а тут, казалось бы, команда еще была усилена самим Падди Лоу, перешедшим из чемпионского Mercedes. Но на деле все получилось наоборот.

Это было, на самом деле, ужасно. Гонщики больше сражались с машиной или пытались хоть как-то довести ее до финиша, чем боролись с соперниками. Сложно показать что-то стоящее в таких условиях. Роберт Кубица, когда сел за руль Williams на пятничной тренировке в Барселоне, заявил, что настолько ужасной машины в Ф1 он еще не пилотировал. Ну к Роберту мы еще вернемся… А так-то за агонией некогда великой команды наблюдать было больно.

Лэнс Стролл по крайней мере показал, что на двух трассах он пилотировать умеет — в Баку и Монце. Две трассы, где есть длинные прямые. По ходу сезона перед Лэнсом возникла перспектива перехода в Force india, но в итоге решили ничего не менять. В нынешних условиях перевести гонщика из команды в команду по ходу сезона — не самая простая операция. 2018 год вообще получился уникальным. В ходе чемпионата не было ни одной замены, 20 гонщиков, начавшие сезон в Мельбурне, так и закончили его в Абу-Даби. И все, при этом, набрали очки.

И это уже к вопросу о Сироткине. Сергей хоть и замкнул таблицу чемпионата (в таких условиях, этому не приходится удивляться), но свой зачетный балл в Монце взял. В Монце вообще случилось что-то небывалое — оба Williams приехали в очки. В целом, Сергей очень много работал, еще по ходу межсезонья, и заслужил уважение инженеров британской команды. То, что он не набрал больше очков? Набирать очки в той форме, что была у Williams — это вообще очень нетривиальная задача. А тут гонщик новичок. Но счет квалификаций оказался в пользу Сироткина, он выиграл со счетом 13:8. У Стролла, который до этого целый сезон в Ф1 провел. Так что в целом Сергей молодец. Но такая форма команды может подпортить репутацию любому гонщику.

Другое же разочарование — это McLaren. А сколько было надежд на моторы Renault, сколько надежд…

Что там говорили год назад, и вообще на протяжении трех сезонов? «Если бы не моторы Honda…» «У McLaren одно из лучших шасси в чемпионате, и если на него поставить хороший двигатель, можно бороться за победы и чемпионат». И так далее, и много других громких слов. А что получилось на деле?

После легкого дуновенья надежды, случившегося в Мельбурне, на финише сезона в Абу-Даби было сплошное разочарование. McLaren спустили с небес на землю, это был сезон отрезвления. Получив двигатели Renault, команда по сути не смогла ничего показать. McLaren в 2018 году набрал меньше очков, чем в 2016-м, с моторами Honda (заняв такое же шестое место в Кубке конструкторов). Получается, команда годами ходит по кругу.

Думаю, все эти последние годы преобразований в административном корпусе команды, в инженерном составе в итоге привели к тому, что дух победителей из Уокинга постепенно выветрился, и в McLaren попросту разучились строить быстрые машины. Но все эти годы, спихивая проблемы на Honda, это было своего рода самоуспокоение, не позволяющее трезво взглянуть на проблемы. Мол, это все они, а вот мы!

В итоге пришли к тому, к чему пришли.

Конечно, когда в некоторых гонках болиды McLaren и Williams замыкали стартовое поле или боролись друг с другом в самом хвосте — это было на самом деле ужасно. Две великие команды на самом дне.

Подобное в Ф1 уже видели в прошлом. Когда некогда чемпионские Lotus, Brabham, Tyrrell постепенно скатывались в разряд аутсайдеров, а потом банкротились и вовсе прекращали свое существование. Не думаю, впрочем, что подобная печальная участь уготована и Williams с McLaren. По крайней мере, для этих фирм Формулой-1 дела не ограничиваются. У Williams есть очень сильное инжиниринговое подразделение, делающее проекты на разных направлениях. Что касается McLaren, у них отличное автомобилестроительное подразделение компании, строящее топовые спорткары и в этом качестве являющееся конкурентом Ferrari и Porsche.

Но чтобы вернуться на достойный уровень в Ф1 придется постараться.

Помню, в одной книге говорилось о команде Lotus в начале 90-х и ее гонщиках: «Они делали большую работу, но такая работа незаметна никому за пределами команды». Вот и тут точно так. Только в McLaren могли точно знать, какой уровень выступлений демонстрировали Алонсо и Вандорн. Только в Williams могут точно сказать, как выступали Сироткин и Стролл. Но то, что выступления в командах подобного уровня зачастую плачевно сказывается на карьере — это точно.

Характерно, что из всей вышеупомянутой четверки гонщиков, лишь один — Лэнс Стролл, в 2019 году продолжит карьеру в качестве основного пилота в Ф1. Но понятно, у парня уже давно подготовлен запасной аэродром.

Я прекрасно понимаю Фернандо Алонсо, почему он решил прервать карьеру в Ф1, при том, что по мнению многих, по-прежнему находится в превосходной форме. Но год за годом бороться за места в конце десятки или, хуже того, за ее пределами — занятие для чемпиона мира не самое интересное. И когда для Фернандо отличное выступление означало быть пятым на финише — насколько это ему нужно? При этом и перспектив то к улучшению теперь не очень просматривается…

Что касается Сироткина — тут уже прекрасно понятна позиция SMP Racing. Платить огромные деньги за сомнительную перспективу еще год также плестись в хвосте? Понятно, что в SMP на это не были готовы. При том, что свой уровень Сергей команде-то показал. Но в итоге Сироткин пока покидает Ф1. Как и Вандорн, как и еще один отличный пилот — Эстебан Окон, которому также не нашлось места в пелотоне’2019.

В Williams рады хоть каким-то спонсорским деньгам. И их в итоге принесет Роберт Кубица. Человек, возвращение которого в Формулу-1 — на самом деле героическая история. В плане преодоления, в плане возвращения в спорт после тяжелейших травм, Кубица уже личность легендарная. В чем-то сродни Алессандро Дзанарди, хотя там травмы были вообще жуткие. Но и Кубица в той злополучной аварии в ралли рисковал расстаться с жизнью, а его возвращение в спорт было под очень большим вопросом. Но он вернулся — и теперь уже вернулся на самый высокий уровень.

Вот только что дальше? Какой след оставит Роберт в сезоне’2019? Станет ли героем или вызовет разочарование?

Что мы точно знаем: год назад, на тестах в Абу-Даби Кубица серьезно уступил по времени на круге Сироткину. И вряд ли Роберт прибавил в скорости за прошедший год. Но он имеет огромный опыт, огромный багаж технических знаний, и может помочь команде развивать машину. Возможно Williams рассчитывает на Кубицу в первую очередь в таком качестве. А в качестве быстрого гонщика рассматривает протеже Mercedes и чемпиона Формулы-2 Джорджа Расселла. Который под наставничеством Кубицы будет быстрее прогрессировать.

Жаль только что Williams теряет еще и спонсорскую поддержку Martini. Ливреи Martini известны в автоспорте как одни из самых стильных и самых исторических.

Состав McLaren на 2019-й также указывает на некую «перезагрузку» и отказ от сверх амбиций. Карлос Сайнс и новичок Ландо Норрис. И никаких великих чемпионов, подобных Фернандо Алонсо и Дженсону Баттону.

Что еще сказать об ушедшем 2018-м? О чем говорили перед стартом сезона? Halo? Я, конечно, скучаю по классическому виду «формулы» с открытым кокпитом, но на деле система Halo оказалась не так уж ужасна внешне, ее вполне вписали в силуэт болида Ф1. Теперь это уже становится нормой для формульных болидов — Формула-2, новая Формула-3, второе поколение Формулы-Е. Выглядящая жутковато авария на старте в Спа, когда McLaren Алонсо обрушился сверху на Sauber Шарля Леклера, показала, что введение Halo не было надуманным. Все-таки безопасность — это действительно важная задача. Можно спорить, какими путями ФИА работает над обеспечением безопасности, но в целом направление следует признать верным.

Что еще? Отказ от девушек, от грид-гёрлз? Эта затея Liberty Media была конечно совершенно глупой. Но некоторые организаторы обошли отказ, например на Гран-при Монако и России. Честь им и хвала. А в Бразилии танцовщицы самбы и вовсе устроили на подиуме настоящий карнавал.

Теперь уже на очереди чемпионат’2019, приближающийся с невероятной скоростью. Формула-1 по-прежнему таит в себе интриги и загадки, так что будет увлекательно. Как себя проявит в Ferrari юный Шарль Леклер, например? Действительно ли «спекся» Феттель, или есть еще порох в пороховницах у четырехкратного? Ну и главная интрига вплоть до начала зимних тестов. Что покажет Red Bull на моторах Honda?

Автор

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.