Доктор математических наук рассчитал лучшего гонщика года. Пилотов «Феррари» определил в «середняки»

Доктор прикладной математики Эндрю Филлипс с целым рядом публикаций в научных журналах уже больше пяти лет применяет свои знания и разработки на поприще статистического расчета и анализа выступлений гонщиков «Формулы-1». Результаты он регулярно выкладывает в блоге F1 Metrics – и недавно завершившийся сезон не стал исключением.

Для вычисления рейтинга пилотов использовалась статистическая модель, анализирующая результаты всех гонок, начиная с 1950 года. Она сопоставляет результаты команд и гонщиков с историческими данными для поиска закономерностей и включает в себя поправки на возраст, опыт и перепады формы участников чемпионата мира. Для более точного и плавного анализа модель игнорирует лучший и худший результаты гонщиков. Также из анализа исключались те квалификационные сессии, где гонщики не сумели продемонстрировать конкурентоспособное время из-за технических неполадок либо штрафов за замены силовых установок, как и гоночные сходы из-за отказов болида. Представляется итоговый в рейтинг в виде среднего числа очков за гонку, которые бы набирал пилот в схожих условиях по сравнению с соперниками (касается и машины, и команды, и отсутствия технических сходов).

На графике итоговый результат демонстрируется в виде отрезка, в пределах которого варьировались выступления того или иного пилота. Черной полосой отмечен рейтинг, следующий из сопоставления результатов гонщика с историческими данными (показатель, учитывающийся в финальной таблице).

20. Брендон Хартли («Торо Россо»)

Рейтинг: 4,73 очка за гонку (далее — ppr) (4,44 – 5,20)

    Проиграл напарнику в квалификациях 3:11, 0,25% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 6:10
    Проиграл напарнику по очкам 4:29

Самым слабым пилотом 2018-го с огромным отставанием стал именно новозеландец — товарищ по команде Пьер Гасли его просто уничтожил. Разница в чистом темпе между гонщиками «Торо Россо» не была унизительной, но именно Гасли постоянно использовал выпадавшие шансы набрать хорошие очки.

Но почему же двукратный чемпион WEC и победитель «Ле-Мана» Хартли не выступил сильнее? Простой ответ дают его старые результаты на болидах с открытыми колесами. Он не преуспел еще в британской «Формуле-3», проиграв напарникам Терви и Альгерсуари. Затем в «Формуле-Рено» ни разу за три сезона не выиграл гонку, показав лишь седьмое место в общем зачете в качестве главного достижения. Когда он гонялся бок о бок с Риккардо, австралиец разгромил его со счетом 10:1. Может, Хартли и прибавил с тех пор, но явно недостаточно для успеха в «Ф-1».

Крепкие, но не выдающиеся гонщики

19. Валттери Боттас («Мерседес»)

Рейтинг: 6,26 ppr (6,08 – 6,43)

    Проиграл напарнику в квалификациях 4:14, 0,2% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 3:16
    Проиграл напарнику по очкам 247:408

Определенно, на сезон финна разрушительно подействовало невезение — особенно в Азербайджане (прокол) и России (командная тактика). Но даже с победами в этих двух гонках его результат вырастет максимум до 6,68 ppr – и он все равно не догонит лучших. Следовательно, Валттери был далек от реализации полного потенциала «Мерседеса».

18. Сергей Сироткин («Уильямс»)

Рейтинг: 6,33 ppr (5,47 – 6,66)

    Выиграл у напарника в квалификациях 12:8; 0,08% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 9:10
    Проиграл напарнику по очкам 1:6

Выступления Сироткина в 2018-м варьировались от невыразительных до чудовищно недооцененных. Где же истина? Сергею определенно не досталась должная техника для попадания на первые полосы, но он все равно стал быстрейшим гонщиком «Уильямса» в квалификациях. Тем не менее, он проиграл напарнику в гонках — а хоть у Стролла и больше опыта в «Ф-1», модель считает их примерно равными по этому аспекту, поскольку Сироткину 23 года, а Лансу только исполнилось 20.

17. Пьер Гасли («Торо Россо»)

Рейтинг: 6,56 ppr (6,29 – 6,92)

    Выиграл у напарника в квалификациях 11:3; 0,25% времени круга
    Победил напарника в гонках 10:6
    Победил напарника по очкам 29:4

В 2018-м Пьер был сильнее напарника, но пока что трудно переложить его данные на выступления в элитной команде.

16. Ромен Грожан («Хаас»)

Рейтинг: 6,86 ppr (6,62 – 7,03)

    Выиграл у напарника в квалификациях 10:8; 0,3% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 8:10
    Проиграл напарнику по очкам 37:56.

Сезон француза начался катастрофически, мигом напомнив всем провалы в 2012-м после нуля очков в восьми первых гонках. Во второй части сезона он немного очнулся и даже победил напарника 6:3 в гонках. Это типичный Грожан: когда все хорошо работает, Ромен — один из быстрейших гонщиков на стартовой решетке, и товарищи редко могут соответствовать его темпу. Тем не менее, такие вспышки никогда не бывают стабильными. В конце концов, сезон оставил французу вкус неудовлетворения от финиша на 14-м месте общего зачета с четвертой по скорости машиной пелотона.

15. Ланс Стролл («Уильямс»)

Рейтинг: 7,09 ppr (6,30 – 7,29)

    Проиграл напарнику в квалификациях 8:12; 0,08% времени круга
    Выиграл у напарника в гонках 10:9
    Выиграл у напарника по очкам 6:1

Рейтинг канадца один из сомнительных, поскольку сформирован из одного из самых больших разбросов результатов. В 2017-м на конечные данные повлиял случайный подиум на Гран-при Азербайджана — при его исключении средняя сезонная цифра выступлений падала до уровня 6,3 ppr. 2018-й не принес новых данных по поводу истинных способностей Ланса, поскольку его напарник Сергей Сироткин был новичком. Цифры предлагают перестать называть Стролла «рента-драйвером», но здравый смысл подсказывает, что делать вывод все еще рано.

Квалификации продолжают оставаться слабой стороной Ланса: год назад он проиграл почти один процент чистого темпа Фелипе Массе, а теперь уступил гонщику без опыта.

Середняки

14. Кими Райкконен («Феррари»)

Рейтинг: 7,29 ppr (7,17 – 7,42)

    Проиграл напарнику в квалификациях 4:17; 0,26% времени круга
    Ничья в гонках с напарником 9:9
    Проиграл напарнику по очкам 251:320

Финн не подбирался так близко к товарищам по команде с 2013 года (тогда он соперничал с Грожаном). Конечно, многое из этого следовало не только из мощной машины, но и из ошибок Феттеля. Слишком часто Райкконен выпадал из стратегической борьбы за лидерство еще к первой волне пит-стопов, предлагая «Феррари» либо удовольствоваться условной четвертой позицией, либо рисковать с более поздней остановкой в боксах в виде альтернативной тактики.

Кими не смог постоянно соответствовать «элитному клубу» по силе выступлений, но продемонстрировал отменную стабильность.

13. Маркус Эрикссон («Заубер»)

Рейтинг: 7,37 ppr (7,04 – 7,52)

    Проиграл напарнику в квалификациях 4:14; 0,59% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 6:10
    Проиграл напарнику по очкам 9:39

Цифры шведа практически не меняются уже не первый сезон — и все потому, что модель никак не может получить новых данных о его способностях: каждый год ему попадается неинформативный товарищ по команде (дебютанты Фелипе Наср и Шарль Леклер, а также Паскаль Верляйн после сезона в слабейшей машине пелотона «Маноре»). Если верить данным, Эрикссон не испугался бы соперничества с Райкконеном, но Маркус ушел в «Индикар», освободив место для Антонио Джовинацци.

12. Кевин Магнуссен («Хаас»)

Рейтинг: 7,42 ppr (7,28 – 7,72)

    Проиграл напарнику в квалификациях 8:10; 0,3% времени круга
    Выиграл у напарника в гонках 10:8
    Выиграл у напарника по очкам 56:37

Может, датчанин и проигрывает Грожану по чистому темпу, но наверстывает в гонках благодаря агрессии и мастерству. После первой половины сезона Кевин и вовсе выглядел настоящей звездой, в одиночку удерживая «Хаас» на плаву. После возвращения Ромена на тропу нормального пилотажа результаты Магнуссена упали, и ни один из пилотов американской команды не реализовал потенциал машины в полной мере.

11. Даниэль Риккардо («Ред Булл»)

Рейтинг: 7,51 ppr (7,34 – 7,74)

    Проиграл напарнику в квалификациях 5:10; 0,17% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 3:9
    Проиграл напарнику по очкам 170:249

Сезон австралийца выдался настолько неудачным, что он даже позабыл о своей фирменной улыбке. Огромное количество технических неполадок, штрафов за перерасход деталей и несколько столкновений без вины Дэна максимально усложнили составление эффективного сравнения Риккардо с напарником. Если после исключения гонок с техническими проблемами выбросить из дуэли с Ферстаппеном и заезды, в которых австралиец прорывался из хвоста пелотона по причине наказаний, результат станет 7:3 — меньше половины сезона. Тем не менее, Риккардо все равно продолжает красть победы там, где у него появляется хотя бы полшанса.

10. Карлос Сайнс («Рено»)

Рейтинг: 7,62 ppr (7,46 – 7,82)

    Проиграл напарнику в квалификациях 6:12; 0,22% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 8:9
    Проиграл напарнику по очкам 53:69

Именно благодаря успеху пилотов французам и удалось опередить построивших лучшую машину американцев из «Хааса». Тем не менее, весь 2018-й испанец провел в тени товарища по команде, постоянно демонстрируя перепады в выступлениях даже по ходу уик-эндов.

9. Стоффель Вандорн («Макларен»)

Рейтинг: 7,62 ppr (7,49 – 7,83)

    Проиграл напарнику в квалификациях 0:19; 0,31% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 4:10
    Проиграл напарнику по очкам 12:50

Чтобы понимать результаты бельгийца, нужно рассматривать их сквозь призму соперничества с Фернандо Алонсо. Их противостояние в 2017-2018 годах целиком и полностью копирует данные противостояния испанца с Джанкарло Физикеллой из 2005-2006 годов (когда Нандо стал двукратным чемпионом мира, между прочим). Их гоночные данные тоже совпадают — следовательно, вполне логично предложить, что Вандорн соответствует уровню итальянца. Сделает ли его это чемпионом? Скорее всего, нет, но зато вытянет в середину пелотона. В конце концов, Алонсо в квалификациях били только чемпионы Хэмилтон и Баттон, а также один из лучших квалифайеров своей эпохи Ярно Трулли.

8. Эстебан Окон («Форс-Индия»)

Рейтинг: 7,73 ppr (7,62 – 8,03)

    Выиграл у напарника в квалификациях 15:5; 0,08% времени круга
    Выиграл у напарника в гонках 9:7
    Проиграл напарнику по очкам 49:62

Француз уже вполне соответствует титулу «топ-пилота» по части чистого темпа, но ему не хватает главного качества: понимания, когда нужно рисковать, а когда — проявлять осторожность. Гонка в Баку стала идеальным примером: Окон имел право «захлопнуть калитку» перед Райкконеном, но более прагматичный пилот оставил бы чуть больше пространства, избежал столкновения и победил бы напарника. Вряд ли прямолинейное отношение Эстебана к гонкам позволит ему стать вторым номером в «Мерседесе».

7. Себастьян Феттель («Феррари»)

Рейтинг: 7,82 ppr (7,73 – 7,94)

    Выиграл у напарника в квалификациях 17:4; 0,26% времени круга
    Ничья с напарником в гонках 9:9
    Победил напарника по очкам 320:251

Для немца сезон выдался довольно мрачным — он снова поднял кучу вопросов по поводу его способностей к борьбе колесо в колесо. Также несмотря на серьезное превосходство по темпу над напарником, он выиграл всего 69 очков у Райкконена при нуле техсходов (у Кими было сразу три). Тем больше вопросов возникает о том, как же Себастьян справится с более молодым и амбициозным Леклером.

Сильнейшие гонщики

6. Нико Хюлькенберг («Рено»)

Рейтинг: 7,99 ppr (7,94 – 8,17)

    Выиграл у напарника в квалификациях 12:6; 0,22% времени круга
    Победил напарника в гонках 9:8
    Победил напарника по очкам 69:53

Если Нико удержит такие же показатели и против Риккардо в 2019-м (особенно в гонках, где австралиец всегда был настоящим монстром), то запустит серьезные разговоры по поводу своей принадлежности к элитному уровню.

5. Серхио Перес («Форс-Индия»)

Рейтинг: 8,11 ppr (8 – 8,28)

    Проиграл напарнику в квалификациях 5:15; 0,08% времени круга
    Проиграл напарнику в гонках 7:9
    Победил напарника по очкам 62:49

Хоть на бумаге Окон и уничтожил мексиканца в квалификации, но статистика показывает: разница в их чистом темпе ничтожно мала. Но Перес постоянно исправлялся в гонках и снова применил свой уникальный талант завоевывать подиумы в самый неожиданный момент (на сей раз в Баку) — тем самым он является полной противоположностью Нико Хюлькенбергу. Но 2018-й точно не был идеальным сезоном: Чеко все испортил в Сингапуре.

4. Макс Ферстаппен («Ред Булл»)

Рейтинг: 8,25 ppr (8,14 – 8,44)

    Победил напарника в квалификациях 10:5; 0,17% времени круга
    Победил напарника в гонках 9:3
    Победил напарника по очкам 249:170

Первые шесть гонок голландец провалил и проиграл напарнику по очкам 72:32. Но затем Макс выбил 217 баллов на этапах (у Феттеля в более быстрой «Феррари» было 224).

После четырех сезонов все еще интересно, насколько же 21-летний Ферстаппен еще может выйти на новый уровень. Исторические данные утверждают, что пилот перестает улучшаться в «Ф-1» как раз после четвертого года — однако, с другой стороны, гонщики обычно растут хотя бы до 26 лет. Если Макс пойдет по второй «ветке», то достигнет уровня Хэмилтона уже в 2019-2020-м, а в 2022-м затмит пятикратного английского чемпиона.

3. Шарль Леклер («Заубер»)

Рейтинг: 8,32 ppr (8,06 – 8,43)

    Победил напарника в квалификациях 14:4; 0,59% времени круга
    Победил напарника в гонках 10:6
    Победил напарника по очкам 39:9

На первых этапах монегаск постоянно переступал предел, вызывая заносы болида, но со сменой модели настройки с избыточной поворачиваемости на недостаточную начал стабильно превосходить Эрикссона. Тем не менее, несмотря на феноменальный темп, опыта Леклеру пока еще не хватает: к примеру, об этом говорит тяжелая гонка в Германии. В будущем же Шарлю предстоит сражаться уже с мотивированным Феттелем — и вряд ли у Себа выпадет два неудачных сезона подряд.

Элита

2. Фернандо Алонсо («Макларен»)

Рейтинг: 8,77 ppr (8,72 – 8,84)

    Победил напарника в квалификациях 19:0; 0,31% времени круга
    Победил напарника в гонках 10:4
    Победил напарника по очкам 50:12

Основываясь на статистике, Нандо надавил бы на Хэмилтона в 2018-м намного сильнее Феттеля — однако не факт, что испанцу удалось бы гарантированно перехватить бы чемпионский титул.

1. Льюис Хэмилтон («Мерседес»)

Рейтинг: 8,93 ppr (8,88 – 9,02)

    Победил напарника в квалификациях 14:4, 0,2% времени круга
    Победил напарника в гонках 16:3
    Победил напарника по очкам 408:247

Благодаря этому шикарному сезону англичанин взял пятый титул чемпиона. Точно такого же мнения и статистика: в соответствии с моделью, Льюис продемонстрировал седьмой по крутости результат за всю историю «Формулы-1».

Источник: f1metrics

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei, Jan Huebner/Krieger (3), Robert Szaniszlo (4)

Автор

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.