Деньги или жизнь? Зачем нужна ABS?

Этой зимой мы провели тесты системы ABS и выяснили: даже на чистом льду этот механизм позволяет не только остановиться раньше, но и управлять машиной. Но весной и летом никакого льда на дорогах нет. Пригодится ли ABS в теплое время года?

Мы выбрали три типа покрытия, которые чаще всего встречаются обычному водителю: сухой асфальт, мокрый асфальт и сырой грунт. На них будем имитировать экстренное торможение с ABS и без нее по двум сценариям*: прямолинейное, и с имитацией внезапно возникшего препятствия.

В качестве подопытного выступает наш редакционный Fiat Doblo снаряженной массой 1300 кг. Он обут в новую фрикционную зимнюю резину. На каждом из трех типов покрытий мы будем выполнять экстренное торможение сначала по прямой, а затем с имитацией объезда препятствия. Для наглядности вдоль контрольной дистанции мы расставили конусы на расстоянии 2,5 метра друг от друга. Все упражнения будут выполняться по 3 раза. Скорость начала торможения – 60 км/ч.

Читайте также:

ABS зимой – помогает или мешает? (видео)

*Условия теста

Наше исследование в первую очередь направлено на демонстрацию разницы в поведении автомобиля с работающей ABS и с неработающей, и ни в коем случае не претендует на научную точность. Все испытания проводились вдали от пешеходных зон и за пределами дорог общего пользования. Пожалуйста, не пытайтесь повторить это самостоятельно!

Сухой асфальт

По прямой

Во время прямолинейного торможения на сухом асфальте машина с активной ABS останавливалась более плавно, чем с неактивной. Это натолкнуло нас на логичную мысль, что более жесткое по ощущениям торможение без ABS должно быть и более коротким. Наши ожидания того, что заблокированные колеса, трущиеся до дыма о шершавый асфальт, остановят машину быстрее – оправдались только частично. Только одна из трёх попыток продемонстрировала меньший тормозной путь, чем со включенной ABS.

AВS
Без AВS

12 м
9 м

12 м
12,5 м

12,2 м
13,5 м

С преградой

Переходим к тестам с преградой. Мнимый барьер мы устанавливали в 5 метрах от точки начала торможения. Это просто два конуса, частично перекрывающие прямолинейную траекторию машины. Задача водителя – любой ценой избежать контакта с преградой. Никакого прерывистого торможения. Главное – не отпускать педаль тормоза. По нашему мнению, в экстренной ситуации далеко не все водители будут готовы применять прерывистое торможение, а скорее будут инстинктивно давить на тормоз до полной остановки.

Три попытки с активной ABS, в принципе, нас не удивили. С педалью тормоза в пол, водитель легко избежал от столкновения, после чего машина остановилась. Но вот заезды без ABS удивили. Вначале машина вообще остановилась до препятствия. То ли пилот начал раньше тормозить, то ли «передок» каким-то особым образом подгрузился, и эффективно замедлил наш «пирожок». Затем, по какому-то стечению обстоятельств, водитель преграду объехал. Ну, или просто промахнулся. И уже в третьем заходе произошел контакт.
Тем не менее, в случае с ABS машина ушла от 100% столкновений, а в случае без ABS – только на 67%. Обнадеживает, но не сильно.

AВS
Без AВS

9,5 м (не задел)
5 м (не задел)

14 м (не задел)
10 м (не задел)

14,5 м (не задел)
13,5 м (задел)

Влажный асфальт

По прямой

Во многих испытательных центрах мокрый асфальт почти что приравнивается к обледенелому. Несмотря на визуальную шероховатость, мокрый асфальт достаточно скользкий. Вспомните, как легко летом после дождя поскользнуться и упасть. С автомобилем – то же самое. Тормозной путь с активной ABS по прямолинейной траектории заметно вырос. Но не так, как в случае с выключенной ABS. На влажном покрытии машина с заблокированными колесами вообще скользит как по льду.

AВS
Без AВS

15 м
20 м

14,5 м
22,5 м

13,5 м
18 м

С преградой

Испытания с преградой были уже более предсказуемыми. Как и ожидалось, с активной ABS водитель без труда смог избежать столкновения с барьером и остановиться в пределах контрольной зоны. Без ABS – у него не осталось никаких шансов. С момента нажатия на тормоз и до полной остановки вращение рулевого колеса не влияло на траекторию положительным образом. Наоборот, машину выставляло боком, что в реальных дорожных условиях только усугубило бы аварийную ситуацию.

AВS
Без AВS

17,5 м (не задел)
11 м (задел)

17,5 м (не задел)
16 м (задел)

12,5 м (не задел)
12 м (задел)

Грунтовка

По прямой

Многие автолюбители ездят на дачу, а значит обязательно ездит по грунтовке. Поэтому такой тип покрытия мы считаем актуальным, но тормозить на нем мы будем со скорости 40 км/ч, чтобы не убить ни себя, ни машину. Со включенной ABS машина останавливается каждый раз поразному – из-за неоднородного покрытия под колесами, которое влияет на распределение тормозных усилий. В итоге разброс в результатах трех попыток – 5 метров. Минимальный – 7,5 метров, максимальный – 12,5. Торможение без ABS – жесткое, как падение в эту же землю лицом, но эффективное: все три попытки показали одинаковый результат – 5,5 метров.

AВS
Без AВS

8,5 м
5,5 м

12,5 м
5,5 м

7,5 м
5,5 м

С преградой

Объезд препятствия на грунтовке – тема весьма актуальная, особенно для сельской местности. ABS в этом случае способна помочь избежать всегда нежелательного контакта. Но надо помнить, что на мягкой почве шины не способны обеспечить точную и мгновенную реакцию машины на рулевое управление. Поэтому даже с работающей ABS один раз наш пилот «притерся» к преграде. А вот без ABS начинается та же «лотерея», что и на сухом асфальте – сперва остановка до барьера, а потом его двойное уничтожение.

AВS
Без AВS

10 м (не задел)
4,5 м (не задел)

7 м (задел)
5,5 м (задел)

8 м (не задел)
5,5м (задел)

ИТОГИ:

Какой можно сделать вывод? AВS – это действительно полезный инструмент, который хладнокровно работает тогда, когда водитель теряет голову. Заблокированные колеса вряд ли направят машину куда надо. Задача AВS – избежать полной блокировки колес. Именно поэтому с 1991 года в Европе грузовики и автобусы могут пройти регистрацию только с системой ABS в оснащении. В 2004-м году крупные автопроизводители добавили ABS в минимальную комплектацию всех своих моделей. С 2017 года – ABS в Европе обязательна даже для новых мотоциклов. Компания Bosch, как разработчик тормозных систем предлагает и тормозные жидкости. Например, ENV6 – одна из новейших разработок Bosch. И только Bosch способна предоставить и самое качественное обслуживание тормозных систем в своей фирменной сети «Бош Сервис».

    На мокром асфальте машина без ABS ведет себя так же, как и на льду.
    На грунтовке машина без ABS зарывается колесами в землю и останавливается быстро.

Источник: autocentre.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.